🌞 10 февраля 2023 года — День Явления ШРИЛЫ БХАКТИСИДХАНТЫ САРАСВАТИ ТХАКУРА
🙏🏻 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур явился в Пурушоттама Кшетре (Джаганнатха Пури), в пятницу, 6 февраля 1874 года. Уже само его рождение говорит о том, что он пришёл из высшего мира. Его отцом был величайший святой, Шрила Бхактивинода Тхакур, возродивший чистое учение гаудия-вайшнавизма и донесший его до бесчисленных искренних сердец.
Сарасвати Tхакур, его четвёртый сын, родился, обвитый пуповиной, словно брахманским шнуром. Его тело украшали все признаки великой души. Астролог, составлявший его гороскоп, был потрясён: за всю свою долгую практику ему не приходилось видеть такого. Он предсказал, что этот новорожденный прославится своей святостью и станет величайшим духовным учителем.
Шрила Бхактивинода Tхакур назвал сына Шри Бимала Прасадом, что значит «милость Шримати Бималы Деви, божественной энергии Господа Джаганнатхи».
Когда Бимала Прасаду было шесть месяцев, в Джаганнатха Пури проходил традиционный ежегодный праздник Ратха-ятры. Колесница Господа Вселенной двигалась по улицам города в окружении сотен тысяч ликующих людей. Возле дома Бхактивиноды Tхакура она остановилась, и в течение трёх дней не двигалась с места. В один из этих дней Шримати Бхагавати Деви по просьбе своего супруга вынесла мальчика, чтобы он получил даршан Господа Джаганнатхи. Опустившись на колени перед Божеством, она предложила Ему своё дитя. В эту минуту с шеи Повелителя Вселенной соскользнула гирлянда и, упав на младенца, обвила его. Это был знак особой Милости Господа, вызвавший восторг среди всех, кому посчастливилось быть тому свидетелями. И позднее, когда во время ритуала перед ним положили с одной стороны монеты, а с другой — «Шримад Бхагаватам», чтобы определить, чему ребёнок посвятит свою жизнь — мальчик уверенно потянулся к Священному Писанию.
С раннего детства мальчик слушал проповедь своего отца с восторженным вниманием. Ребёнок полностью погружался в слушание о сознании Кришны, чем приводил в изумление родственников и самого Шрилу Бхактивинода Тхакура. К семи годам Бимала Прасад знал наизусть все шлоки «Бхагавад-Гиты» и мог объяснить смысл каждого стиха.
Он обладал великолепной памятью и был способен дословно воспроизвести текст, прочитав его лишь однажды. Школьные учителя, поражённые глубиной его знаний и остротой ума, присвоили ему титул Сиддханта Сарасвати — «повелитель духовной науки».
Позже он выучился редактированию и вычитыванию корректуры в типографии Шрилы Бхактивинода Тхакура, где печатался его журнал «Саджджана-тошани».
В одиннадцать лет Бимала Прасад посетил вместе с отцом различные места игр Господа Чайтаньи Махапрабху.
В возрасте восемнадцати лет Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур окончил школу и поступил в Санскритский колледж в Калькутте. Как и раньше, он не уделял особого внимания обязательной программе, но находил время читать все философские книги, какие только были в библиотеке. Через три года, не желая тратить силы и время на изучение мирского знания, будущий ачарья покинул колледж, чтобы полностью посвятить себя преданному служению.
Зимой 1898 г. в Годрума Двипе Навадвипа Дхамы Шрила Сарасвати Tхакур встретился c великим святым вайшнавом Шрилой Гауракишорой Дасом Бабаджи, который подарил молодому человеку несколько кусков верёвки с узлами, служивших ему чётками, деревянный штамп для нанесения тилаки, шапку и корзину с предметами для поклонения. Эту корзину и шапку Гауракишора Дас Бабаджи получил от своего духовного учителя.
Бхактисиддханту Сарасвати с первого взгляда привлекли лотосные стопы этого вайшнава. Он пожелал стать его учеником и после нескольких настойчивых обращений и уговоров в 1900 г. Бимала Прасад получил посвящение и духовное имя Шри-Варшабханави-деви-дайита дас («верный слуга возлюбленного Радхарани»). Вскоре, в 1909 году, у него уже появились первые ученики.
Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур говорил, что настоящее служение Кришне — это проповедь, а не джапа. Дух служения, преданности Миссии — вот что действительно важно.
Сарасвати Tхакур говорил, что гопи никогда не перебирают чётки, но заняты самым высшим служением Кришне во Вриндаване. Бхакти измеряется не количеством кругов джапы или прочитанных книг, а глубиной преданности и чистотой сознания. Как воины армии Господа Чайтаньи, вайшнавы должны идти от двери к двери, объясняя людям концепцию Кришна-сознания.
В 1911 г. Сарасвати Tхакур прочёл свою знаменитую лекцию «Брахман и вайшнав». Сарасвати Tхакур начал свою речь цитатами из священных писаний, прославлявшими качества брахманов. Однако затем он привёл стихи, доказывающие, что вайшнав, даже рождённый в низкой семье, выше брахмана. И таких цитат было гораздо больше... Так он неопровержимо доказал, что чистые преданные, независимо от положения в обществе, достойны высшего поклонения. Убеждённые его речами, многие в те дни приняли у него посвящение.
Шрила Рупа Госвами описывает качества Госвами в первом стихе «Шри Упадешамриты»:
вачо вегам манасах кродха-вегам джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веганйо вишахета дхирах сарвам апимам притхивим са шишйат
«Здравомыслящий человек, способный обуздать желание говорить, требования ума, гнев, а также побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми необходимыми качествами, чтобы принимать учеников повсюду в мире».
Шрила Прабхупада, он же Сарасвати Тхакур, будучи вечно освобождённой душой, вёл крайне отрешённый образ жизни. Ему необязательно было проходить формальный обряд отречения, но всё же, в целях широкой проповеди и для того, чтобы показать пример следования Дайви-варнашрама дхарме, он решил принять санньясу.
7 марта 1918 года, в благословенный день явления Шримана Махапрабху, Шрила Прабхупада принял омовение в водах Ганги, и, облачившись в шафрановые одежды, смиренно склонился перед изображениями своих гуру. Он принял санньясу в Шри Маяпуре Дхаме, во Враджапаттане, согласно всем ведическим правилам. Храня в сердце наставления Гурудева, он принёс обеты триданда-санньясы, то есть поклялся посвятить служению Господу свои тело, ум и речь.
В тот же день он основал Шри Чайтанья Матх, где установил Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радхи-Говинды. Став санньяси, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур проявил небывалые отрешённость и аскетизм. В период чатурмасьи (четырёх месяцев сезона дождей) он сам готовил себе есть один раз в день, спал на голом полу и никогда не принимал пищу после захода солнца. Жарким летом в Маяпуре дверь его комнаты была постоянно закрыта, и он день и ночь повторял Святое Имя.
Последующие годы были наполнены невероятными событиями. Огромная, шумная Калькутта, которую все вайшнавы считали средоточием мирских соблазнов, стала очагом проповеднической деятельности Шрилы Сарасвати Tхакура.
5 февраля 1919 года Шрила Прабхупада возродил всемирное общество вайшнавов — Шри Вишва-вайшнава-раджа Сабху. Название организации означало «Сообщество раджа-вайшнавов», лучших среди тех, кто следует по стопам Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, спасителя душ, воплотившихся в Кали-югу.
В 1920 году Aсан был переименован и стал называться «Гаудия Матх» (слово «матх» означает «храм, место, где следуют правилам духовной жизни»). Сарасвати Tхакур основал шестьдесят четыре Матха по всей Индии.
«Великой мридангой» Шрила Сарасвати Tхакур называл печатный станок, поскольку волны киртана, славящего Святое Имя в книгах журналах и газетах, расходятся по всему миру.
19 августа 1922 году Сарасвати Tхакур начал издавать журнал «Гаудия», сразу получивший широкую известность.
В октябре 1926 года он стал издавать новый журнал «Надия Пракаша», в выпуске которого ему помогали близкие ученики. В 1927 году вышел из печати первый номер «Саджджана-тошани». Статьи писали сам Шрила Прабхупада и его близкие ученики. Этот журнал значительно повлиял на интеллектуальную атмосферу Индии.
Однажды на церемонии, посвящённой открытию Багбазар Гаудия Матха, Шрила Прабхупада сказал: «Чтобы дать миру истинный хари-бхаджан, необходимо писать и издавать книги. Храмы, построенные в книгах и сердцах преданных, простоят долго, поэтому они важнее, чем храмы из кирпича и мрамора». Печатные станки Гаудия Матха работали без остановки, целыми сутками, выпуская книги, журналы и брошюры. Трудно сосчитать, сколько изданий напечатали эти станки за годы жизни Шрилы Прабхупады. Вплоть до самых последних дней своей жизни Прабхупада продолжал активную проповедь, все силы отдавая служению своим духовным учителям.
Конец 1936 года он провёл в Шри Пури Дхаме, окружённый близкими учениками. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати тяжело болел, но его сознание всегда было занято в служении гуру и Махапрабху.
23 декабря 1936 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур Прабхупада дал свои последние наставления: «Каждый из вас должен с великой решимостью проповедовать послание Шри Рупы и Шри Рагхунатхи. Наша цель — стать пылинками на лотосных стопах последователей Шри Рупы Госвами. Служите вместе, под сенью ашрая-виграхи; таким образом вы сможете удовлетворить трансцендентные чувства Верховного Повелителя недвойственной истины.
В этом мире нужно жить просто, преследуя только одну цель — служение Господу. Не оставляйте служения, какие бы опасности, неприятности или гонения ни выпали на вашу долю. Вас не должно смущать, что большинство людей не желает слушать о трансцендентном преданном служении. Не переставайте слушать и проповедовать кришна-катху, это ваша бхаджана, единственное, что вам принадлежит. Прошу вас: всегда повторяйте Имя Господа, помня, что мы должны быть смиреннее травинки и терпеливее дерева».
В вечных играх Радхи-Кришны на Голока Вриндаване, Шрила Сарасвати Тхакур служит как Найана-мани манджари.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур Прабхупада оставил этот мир 1 января 1937 года. Его пушпа-самадхи расположено у Радха-Кунды и в храме Радха-Дамодары.
В этот день благоприятен пост до полудня. 🌞
https://vk.com/krishnatv